характер

Вы прогуливаетесь и видите такую картину: мальчик, матерится при всех в автобусе или мама и дочь в магазине, дочь грубо разговаривала с консультантом, а мама и слова не сказала. Такое поведение шокирует и возмущает окружающих и большинство может предположить, что такие дети могут быть только в неблагополучных семьях, где например, родители злоупотребляют алкоголем и им нет дела до воспитания. Но так ли это на самом деле?

К детям, которые имеют отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности, относится термин “педагогическая запущенность”. Им свойственны неумелость, неустойчивость мотивации, трудности в обучении и связанная с этим плохая успеваемость. Также у таких детей заметное отставание от сверстников в развитии памяти, мышления, воображения. Педагогическая запущенность возникает, если:

● ребенком не занимаются родители или гиперопекают
● жестоко наказывают (сын пришел с четверкой в дневнике и получил за это ремня) или не наказывают вовсе (вас вызвали к директору за плохое поведение дочери, придя домой, вы даже не провели с ней воспитательную беседу на тему ее поведения)
● есть вседозволенность
● есть привычка все делать за ребенка
● к детям равнодушны (ребенок не чувствует от родителя эмоционального отношения, любви, принятия и признания)
● ребенка постоянно критикуют, занижают самооценку
● “недетские” условия жизни (старшему сыну приходится следить за тем, чтобы младшие были сыты и одеты, потому что родители страдают алкоголизмом)

Педагогически запущенные дети абсолютно здоровы, но это не значит, что на этой почве у них не возникнут соматические заболевания.
Например, из-за вседозволенности ребенок не может строить социальные связи в коллективе. В дальнейшем это приведет к одиночеству, депрессии. А в будущем заболевания сердечно-сосудистые, эндокринные и многие другие будут связаны с озлобленностью и не пониманием этого мира. Педагогически запущенными не рождаются, а становятся от системы воспитания в семье и отношения родителей.

Для того, чтобы этого не произошло, ребенку нужно прививать любовь к окружающему миру, науке, тренировать его память, воображение и интеллект. Чтобы ребенок вырос человеком с хорошей социальной адаптацией его необходимо учить отвечать за свои поступки, быть самостоятельным. Необходимо, чтобы дети получали развитие, соответствующее их возрасту.

Работая с такими детьми хороший специалист обязательно даст рекомендации родителям: как относиться к ребенку, как следует его воспитывать. Без помощи родителей усилия психолога пропадут даром.

Конечно, родительство — это наш инстинкт, но мир сейчас не таков, каким был, когда этот инстинкт формировался эволюцией. На физическом и социальном уровнях за многие столетия все усложнилось. Поменялся образ жизни и правила. Все это так сложно, что порой, инстинкт не может охватить новые условия, поэтому требуется постоянное вмешательство воспитывающего родителя в формирование полноценной адаптивной личности ребенка.

Педагогическая запущенность детей