Заикание

Одним из распространенных речевых нарушений у детей выступает заикание. Как правило, оно наблюдается в возрастной группе 2-5 лет, но в редких случаях может стартовать у детей постарше. Задержка и/или повторение звуков и слогов лишает речь плавности, ритма, мешая социальному взаимодействию.

К логопедам часто обращаются родители, обеспокоенные заиканием своих чад. Однако в период становления речи есть определенные особенности, которые не являются поводом для тревоги.

Примером таких состояний являются итерации (повторения). Ребёнок словно запинается, застревает на словах. Особенно ярко это слышно у детей, которые уже говорят фразами. Такие запинки — процесс физиологический, этап нормального речевого развития. Итерации возникают из-за того, что психическая составляющая речи (мышление) опережает речедвигательный аппарат, работа которого ещё не совершенна. Если ребёнок:
1) повторяет целые слова или фразы,
2) не повторяет части слова более 2 раз,
3) способен продолжать начатую «прерванную» речь,
то вероятнее всего это не истинное заикание, а возрастная норма.

Различать заикание и итерации принципиально важно. В одном случае требуется своевременная и активная коррекция нарушения. А в другом мы применяем выжидательную тактику, давая рекомендации родителям.

Что делать, если речь вашего ребёнка стала «застревать»:
🔸Не ругайте, не акцентируйте внимание на проблеме, но и не игнорируйте её полностью
🔸Запаситесь терпением: не договаривайте за ребёнка фразы, не перебивайте его
🔸 Следите за своей речью: она должна быть четкой, спокойной, в умеренном темпе
🔸Исключите чрезмерную нагрузку на нервную систему: наладьте режим дня, уберите гаджеты
🔸Минимизируйте стрессовые факторы, провоцирующие/усиливающие повторения слов.

Далеко не каждому родителю бывает понятно, что же именно у ребёнка — норма или патология.
Поэтому при любых сомнениях и вопросах лучше показаться специалисту.

Заикание