Объективная информация о состоянии зрения, слуха, памяти.
Метод исследования вызванных потенциалов сходен с электроэнцефалографией — на голову надевается такая же «шапочка», хотя чаще с небольшим количеством электродов.
Основные отличия — в методе обработки сигналов. При ЭЭГ проводится пассивная регистрация, а данное исследование — запись реакции электрической активности мозга в ответ на многократное повторение одинаковых стимулов. В результате реакция мозга именно на эти сигналы становится лучше различима. И можно понять, «доходит» информация от глаза или уха до мозга или нет.
В зависимости от того, какие используются стимулы, метод позволяет выявить нарушения передачи зрительных и слуховых сигналов, проблемы с обработкой информации. Важно, что все это происходит без словесного отчета больного, что особенно важно в случае обследования маленьких детей, больных с нарушением сознания или негативным отношением к обследованию.
Различают вызванные потенциалы:
- по виду стимулов — зрительные, слуховые, соматосенсорные, когнитивные, вестибулярные, вегетативные.
- по латентности (времени ответа) — коротколатентные, средне-, длиннолатентные.
Концентрация на разных временных промежутках помогает лучше понять отдельные этапы обработки сигнала — на уровне нервных волокон, ствола мозга, коры головного мозга. Меняться могут также интенсивность и количество стимулов. Параметры исследования определяются врачом функциональной диагностики в зависимости от поставленных лечащим врачом задач.
Исследование вызванных потенциалов может на ранних этапах распознать и оценивать динамику таких состояний, как атрофия зрительного нерва, невринома слухового нерва, врожденная глухота, деменция.
Конечно, само исследование не единственное основание для постановки диагноза. И только лечащий врач может правильно проанализировать результат, объединив данные методики «вызванные потенциалы» с результатами осмотра и данными других исследований.