Формирование многих приспособительных процессов в организме начинается в самом начале жизненного пути. Поэтому в подавляющем большинстве случаев именно нарушения беременности и родов «выбивают из колеи» развитие функциональных систем мозга малыша, отвечающих за адаптации к нагрузкам. В некоторых случаях это становится заметным только когда возрастают требования к произвольному вниманию, и родители обращают внимание на проблему достаточно поздно — когда ребенок идет в д/сад, школу.
Что нужно делать, чтобы не было проблем и отклонений
Можно сказать — не допускать нарушений беременности и родов. Можно заранее проводить физическое укрепление организма будущей матери, не забывать про гимнастику (кстати, у спортивных мам проблемных детей меньше, чем у офисных работниц), исключить кофеин, сигареты и алкоголь. Но к сожалению, не все можно спрогнозировать. Поэтому очень важна роль раннего выявления отклонений, присущих минимальной мозговой дисфункции (ММД) и оценка их выраженности.
Косвенно предположить возможность развития ММД на ранних сроках врачу помогает УЗИ-диагностика головного мозга (нейросонография). Часто после нарушений раннего развития, протекавших с гипоксией, мозг малыша в качестве защитной реакции вырабатывает больше жидкости — ликвора. Это на самом деле не повод впадать в панику, данное состояние с возрастом проходит. Но у таких детей больше вероятность развития ММД, поэтому с ними заниматься нужно уже на первом году жизни). Однако УЗИ, как и любой другой метод функциональной диагностики, не является единственным основанием для постановки диагноза и тем более — начала лечения.
Оценка развития ребенка
Не менее важным является наличие отклонений в развитии. Часть из них Вы можете заподозрить самостоятельно, сравнивая возможности малыша с должными для его возраста.
В 1-2 месяца ребенок должен фиксировать взором предметы,улыбаться при обращении к нему, в положении на животе удерживать голову,поворочивать ее в стороны.
К 3-5 месяцам ребенок уже хорошо держит голову, поворачивается на бок,сидит с поддержкой, захватывает предметы руками, следит за матерью, смеется.
К 6-8 месяцам сам сидит, встает на четвереньки, переворачивается, различает окружающих,рассматривает и переставляет игрушки, стоит с опорой, хлопает в ладоши, произносит слоги «ма», «ба», выражает удивление и интерес в отношении новых предметов.
Однако более точно определить своевременно отклонения позволяют оценка опытным специалистом (педиатром, неврологом) и проводимые ими пробы, оценивающие реакцию нервной системы (неврологические пробы).
Также достаточно чувствительными являются опросники KID, RCDI для оценки уровня развития детей.
Шкала KID (Кентская шкала оценки развития младенцев; Kent Infant Development Scale; KID Scale) предназначена для оценки уровня развития детей в возрасте от 2 до 16 месяцев;
Шкала RCDI-2000 — русская адаптация шкалы Child Development Inventory (CDI), предназначена для оценки уровня развития детей от 1 года 2 мес. до 3 лет 6 мес.
Мы на протяжении многих лет взамодействуем с Институтом раннего вмешательства, который адаптировал данные шкалы для русскоязычных специалистов и создал на их основе компьютерную диагностическую методику «Развитие детей в возрасте младше 3,5 лет».
Как часто надо показываться неврологу
При наличии нарушений, о которых говорилось выше — не реже одного раза в 3 месяца. Плановый осмотр обычно начинается с 1 месяца, но при подозрении на перинатальное поражение ЦНС невролог подключается раньше.