
Слуховые вызванные потенциалы представляют собой метод объективной оценки состояния слуха, который позволяет регистрировать электрическую активность мозга в ответ на акустические стимулы. Этот метод широко используется в диагностике различных нарушений слуха у взрослых и детей. Особенно важно применение СВП у маленьких детей, поскольку они еще не способны самостоятельно сообщать о проблемах со слухом. В англоязычной литературе исследование называется Brainstem Auditory Evoked Potentials (BAEP), в русскоязычной — коротколатентные / акустические стволовые вызванные потенциалы (КСВП, АСВП).
Показания к проведению исследования
Исследование слуховых вызванных потенциалов рекомендуется проводить детям при наличии следующих показаний:
1. Подозрение на нарушение слуха: Если ребенок не реагирует на звуки или демонстрирует задержку речевого развития, это может указывать на проблемы со слухом.
2. Факторы риска потери слуха: Дети, рожденные преждевременно, перенесшие гипоксию во время родов, инфекционные заболевания матери во время беременности (например, краснуха), а также дети с семейным анамнезом потери слуха входят в группу повышенного риска.
3. Мониторинг после лечения: После хирургического вмешательства на ухе или лечения ототоксическими препаратами необходимо контролировать состояние слуха ребенка.
4. Скрининг новорожденных: Сомнительные результаты, отклонения в показаниях аудиологического скрининга новорожденных важны для более надежного раннего выявления возможных проблем со слухом.
Методы проведения исследования
Процедура регистрации слуховых вызванных потенциалов включает следующие этапы:
1. Подготовка пациента: Ребенок может находиться в состоянии покоя или сна. Мы видим лучшие результаты при исследовании в бодрствовании, однако при невозможности провести исследование предлагаем использовать естественный сон. Возможно исследование на фоне приема седативных препаратов, если это обсуждено с лечащим врачом.
2. Установка электродов: Электроды размещаются на голове ребенка в точках, соответствующих проекции внутреннего уха на поверхность головы..
3. Стимуляция звуком: Через наушники подаются короткие звуковые сигналы различной интенсивности и частоты.
4. Регистрация сигналов: Электрическая активность нервных клеток внутреннего уха и мозга регистрируется с помощью электродов и передается на компьютер для анализа.
5. Анализ данных: Временные интервалы, демонстрирующие вовлечение в обработку звука разных структур мозга сравниваются с должными значениями для каждого возраста.
Интерпретация результатов
Результаты исследования СВП интерпретируются специалистами — врачами функциональной диагностики, сурдологами, аудиологами. Основные параметры, оцениваемые при анализе данных, включают:
1. Латентность: Время задержки между подачей звука и возникновением электрической активности в мозге. Увеличение латентности может свидетельствовать о повреждении слухового нерва или центральных отделов слуховой системы.
2. Амплитуда: Величина электрического потенциала, отражающая интенсивность реакции мозга на звуковой сигнал. Снижение амплитуды может указывать на снижение чувствительности к звуку.
На основании полученных данных специалист делает выводы о наличии или отсутствии нарушений слуха, их характере и степени выраженности.
Заключение
Применение слуховых вызванных потенциалов является важным инструментом диагностики нарушений слуха у детей. Этот метод позволяет выявить проблемы на ранних стадиях развития, когда традиционные тесты слуха неэффективны. Раннее обнаружение и коррекция нарушений слуха способствуют нормальному развитию речи и социальной адаптации ребенка.