Тренинги с биологической обратной связью — как и кому проводить?

БОС (биоуправление с биологической обратной связью) — методика поведенческой терапии, направленная на улучшение физиологических процессов.

В ходе тренинга задействуются аппаратные, компьютерные технологии. Сфера использования методики довольно обширна — от депрессии, хронического стресса, панических атак, фобий, неврозов, головных болей и головокружений до сниженного внимания и задержки речевого развития.

Младшие школьники с СДВГ — наши самые многочисленные пациенты.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – самое распространенное поведенческое расстройство в детском возрасте, характеризующееся триадой симптомов: нарушение внимания, гиперактивностью, импульсивность.

К нарушениям внимания относятся, в частности, трудности его удержания (ребенок не собран, не может самостоятельно выполнить задания до конца), снижение избирательности внимания и неспособности на долго сосредоточится на определенной деятельности, выраженная отвлекаемость, частые переключения с одного на другое, забывает что нужно сделать, в школу приходит без учебников и тетрадей, домой – без шапки и сменки. Наиболее очевиден дефицит внимания в ситуациях, когда в новой для ребенка ситуации ему нужно действовать без посторонней помощи.

Что дают сеансы биологической обратной связи ребенку с СДВГ?

— возможность научиться управлять собственной активностью;

— шанс улучшить основные характеристики внимания: переключаемость, устойчивость и прочие;

— способность контролировать собственные физиологические реакции.

Согласно неоднократно проведенным исследованиям и опыту нашей собственной работы, БОС-терапия при СДВГ позволяет ребенку не только «натренировать» определенные качества, но и в итоге улучшить собственную успеваемость, научиться самоконтролю и эмоционально-волевой регуляции.

Результатом проведения курса БОС, со слов родителей детей, посещающих наш центр, становится гармонизация всей окружающей ребенка среды, ведь гиперактивность – это тяжелое испытание не только для него самого, но также и родителей, воспитателей и учителей. Гиперактивность не только приводит к сложности усвоения ребенком нужной информации и навыков, что важно при обучении. Неконтролируемая подвижность и активность приводят к необходимости применять к ребенку воспитательные воздействия, порой – жесткие, если родитель чувствует себя беспомощным и уставшим. Ситуации это не исправляет,а вот отношения портит, да и самооценку самого малыша способно непоправимо снизить.

Как происходит БОС – терапия?

Тренинги с биологической обратной связью - как и кому проводить?
Сеанс БОС-тренинга с использованием электроэнцефалографического сигнала

По инициативе родителей, по рекомендации психолога, логопеда, дефектолога ребенок приходит на прием к неврологу, который отправляет его на ЭЭГ (электроэнцефалограмму головного мозга). После расшифровки ЭЭГ невролог сравнивает значения с возрастной нормой ритмической активности мозга, дает рекомендации какие ритмы нужно потренировать, а какие, наоборот, приглушить. В зависимости от целей тренинга и конкретного пациента идет индивидуальная настройка аппаратуры.

БОС-терапия – это не лечение, по крайней мере в традиционно-медицинском понимании этого слова, это тренинг. Тренинг специально для мозга. И чтобы этот БОС-тренинг был эффективным, он должен быть достаточно продолжительным, интенсивным и оптимально-трудным. При БОС-терапии СДВГ продолжительность курса – 10-20 сеансов, интенсивность – от 2 раз в неделю до ежедневных, трудность – на уровне 60-70% выполнения конкретных заданий на экране монитора.

Важно отметить, что успешность коррекции методом БОС зависит от состояния эмоционально-личностной и интелектуальной сферы обучаемого.

В нашей практике были курсы БОС терапии у детей с синдромом Дауна (это наши постоянные пациенты), дети с РАС и дети с ментальными нарушениями при некоторых генетически обусловленных синдромах.

Так как обязательным и необходимым для успеха БОС терапии условием является мотивированность пациента на достижение цели, при работе с детьми с ментальными нарушениями есть некоторые особенности. К таким детям необходимо тщательно подбирать «ключик», искать их сферу интереса и мотивации.

Если при работе с обычными детьми мы используем компьютерные игры на скорость, на набор баллов, на прохождение уровней, как в обычной компьютерной игре, то с детьми с ментальными нарушениями это не даст результата. Нужно привлекать внимание и искать мотивацию в более простых и понятных визуальных стимулах. Например, узнаем у родителей на что «залипает» ребенок дома, что смотрит с интересом, закачиваем этот мультик в программу и во время сеанса ребенок смотрит именно этот мультик. Допустим, мы тренируем повышение бета-ритма, появляющегося в тот период, когда ребенок сконцентрирован. Как только ребенок отвлекся и бета-ритм мозга стал ниже требуемых значений – изображение на экране расплывается и что бы его вернуть, ребенок должен напрячься и сосредоточится. Постепенно мозг «сам учится» настраиваться на заданный ритм, чтобы получить желаемое хорошее изображение на экране.

Тренинги с биологической обратной связью — как и кому проводить?
Метки: