Вопрос, что конкретно волнует и раздражает в поведении ребенка, и просьба описать собственную реакцию на него, как правило, вызывают у родителей сильное затруднение. Так же сложно им ответить на вопрос, в каких именно ситуациях меняется поведение ребенка (ухудшается, улучшается). В качестве же мер воздействия преобладают упреки, наказания, разного рода ограничения, т.е. не помощь ребенку, а борьба с ним. Фактически родители ведут себя по принципу: «Все, что совпадает с моими желаниями, мне нравится, я это одобряю; все, что не совпадает, приводит меня в ярость». Причем взрослые уверены в том, что «испробовали все», «ничего изменить нельзя».
Однако и дети, и взрослые — очень разные, поэтому нет и не может быть какого-то единого рецепта, помогающего всем. Чтобы выбрать правильный, нужно наблюдать, анализировать, не торопиться с выводами.
Наблюдение должно быть постоянным и целенаправленным: во время игр и занятий, на прогулках и во время чтения сказки, нужно быть внимательным не только к тому, что делает ребенок, но и как ему это удается, что получается, а что нет.
Задавайте открытые вопросы, не осуждайте и не перебивайте, дайте ему возможность выразить свои мысли и чувства, а затем повторите его словами, чтобы убедиться, что правильно поняли его.
Также важно узнать больше о развитии ребенка и понимать, что творится в его жизни, чтобы помочь ему и поддержать его в трудных ситуациях. Иногда необходимо понаблюдать со стороны за самостоятельной деятельностью ребенка, его взаимодействием со сверстниками.
Чтобы представить, как чувствует себя ребенок в течение дня, как меняются его настроение, поведение, заведите дневник и записывайте свои наблюдения. Это позволит определить, типично ли такое поведение для ребенка. Важно записать все, что вы наблюдаете. Отправной точкой может быть режим дня ребенка.
Не стоит пытаться решать сразу все вопросы. Разделите лист на две части и попробуйте определить, что в поведении вашего ребенка вам не нравится (почему вы считаете, что у вашего ребенка «плохое поведение»).
Например, по такой схеме (это реальная запись наблюдений мамы).
После сна | Встает неохотно, настроение плохое, отказывается одеваться сам, сердится. |
Завтрак | Ест охотно, крутится, много разговаривает. |
Прогулка | Поссорился с ребенком на площадке, толкнул его, на замечание не реагирует, спокойно идти не хочет, задает много вопросов. |
Занятия | Не хочет заниматься, сдается на уговоры, прозанимались спокойно 10 минут, больше не хочет, хочет играть (новая игрушка— железная дорога). |
Попробуйте разделить то, с чем вы не можете смириться (это и будут ваши первоочередные задачи), и то, с чем вы на какое-то время готовы смириться.
Для этого:
- сформулируйте, что вы хотите изменить, чего хотите достичь за определенный период времени (например, за месяц). Ставьте реальные цели и задачи;
- выберите вариант работы. Это может быть дальнейшее наблюдение, изменение стиля общения, изменение тактики работы (специальные занятия) и т.д.
Научитесь решать проблему не «целиком» и быстро, а последовательно, по шагам.
Например, наблюдая за ребенком, вы отмечаете, что во время самостоятельных занятий он не может сосредоточиться, отвлекается и не реагирует на ваши замечания.
Первый шаг — выделите проблему: трудности концентрации внимания во время самостоятельных занятий.
Второй шаг — что нужно сделать? Использовать тактику привлечения внимания.
Третий шаг — варианты работы:
- контакт «глаза в глаза»;
- прикосновение (поглаживание);
- специальные карточки для привлечения внимания;
- создание условий, способствующих спокойной работе (снять внешние раздражители).
Четвертый шаг — использование выбранных вами вариантов работы (отдельно или в разных сочетаниях). Не торопитесь с выводами.
Пятый шаг — оценка результатов (какой вариант оказался более эффективным). Если вы не удовлетворены результатом, проанализируйте, в чем причина. Может быть, вы просто ждете быстрого результата или, желая изменить поведение ребенка, вы не изменили свое отношение к нему и его поведению. Возможно, вы не учли какие-то условия — не проявили достаточной гибкости или работали «время от времени». Помните, что результат зависит не от количества часов, которое вы отработали, а от регулярности, систематичности занятий. Ежедневные 15-минутные занятия дают больший эффект, чем полуторачасовое занятие один раз в неделю.