Так называемых гиперактивных детей становится все больше. На них жалуются родители, бабушки и дедушки, воспитатели, учителя… А ребенок только упорствует, злится, плачет, а иногда задает непростой вопрос: «Зачем вы меня родили, если я такой плохой?»
Не зловредный, а особенный
Последние годы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) до 15-20%, причем в 3—5 раз больше мальчиков.
В семье, где растет ребенок с СДВГ, трудно всем. Гиперактивные дети почти всегда возбуждены, непоседливы, невнимательны. Зачастую родители и специалисты путают СДВГ с кризисом раннего возраста, который начинается в три-четыре года. То, что такое поведение — болезнь, становится ясно лишь в детском саду, когда появляется необходимость соблюдать режим дня.
В обществе гиперактивность часто ошибочно трактуют как избыток энергии. На самом деле это нехватка энергии, так как мозгу требуется гораздо больше усилий для сдерживания импульсивного поведения.
Диагностика
Об СДВГ можно говорить, если проявляются не менее восьми признаков в течение полугода:
1) беспокойные движения рук и ног;
2) сидя на стуле, ребенок крутится, часто меняет позу, особенно во время занятий;
3) легко отвлекается на любые посторонние раздражители;
4) с трудом дожидается своей очереди во время разных игр;
5) на вопросы отвечает не задумываясь, не выслушивая их до конца;
6) при выполнении заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности;
7) часто переходит от одного незавершенного действия к другому;
8) не может играть тихо, спокойно;
9) часто мешает другим;
10) много разговаривает сам, но не слушает речь, обращенную к нему;
11) часто теряет вещи;
12) часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
При подозрении на СДВГ лучше обратиться к психиатру или неврологу для уточнения диагноза.
Коррекция
Найти подход к трудному ребенку могут мудрые учителя, здравомыслящие родители и хорошие врачи. Если управляться с гиперактивным малышом правильно, то результат хоть и не сразу, но обязательно будет.
Очень хорошие результаты дают специальные упражнения на тренировку внимания для лучшего усвоения материала, занятия с дефектологом.
Полезно введение различных ритуалов, например, вечерние мультики, семейные чтения или поход в кино по субботам.
Задача родителей — сместить приоритеты с наказания на поощрение. За правильные поступки таких детей нужно поощрять, ведь для них это почти подвиг.
Центр «Нейро» совместно с Волгоградской общественной организацией «Общество помощи детям имени Л. С. Выготского» на протяжении многих лет осуществляет программы комплексной помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).
Также мы взаимодействуем с психологами и воспитателями детсадов, проводя образовательные мероприятия и консультации, разъясняя что их воспитанник не зловредный и не бестолковый, просто у него так устроен мозг.