Психолог занимается решением личностных, возрастных, подростковых проблем, нормализацией детско-родительских отношений.
В настоящий момент весьма актуальна проблема взаимоотношений в треугольнике «учитель-ученик-родитель».
К примеру, учителя жалуются на достаточно хороших, способных детей, буквально приходят в негодование – вроде хороший ребенок и может хорошо учиться, способный, а не получается. Родители берутся за голову, пытаются мотивировать ребенка на учебу – «и кнутом, и пряником». Результатов нет. Выполнение домашних заданий заканчивается криками и истериками. В доме царит атмосфера хаоса. У родителей сдают нервы.
Другой пример. Ребенок на уроках отвлекает весь класс, срывает ведение урока. Крутится, вертится, гуляет по кабинету, а постарше – так и хамит учителям. Спокойные интонации учителя сменяются на агрессию. Атмосфера вокруг ребенка накаляется – что с ним делать и куда идти?
Примеров конфликта между школой и родителями может быть очень и очень много. Все дети разные, однако программа обучения требует от детей определенного поведения. Не вписался в требуемые рамки поведения, «не такой»? Тогда родителям с ребенком нужно срочно что то делать. Стандартное перекладывание ответственности между родителями и школой — не работает!
«Лед трогается» тогда, когда родители приходят с ребенком к психологу. Жалобы часто типичны и повторяются из одной консультации в другую. «Вертится, крутится, невнимательный» или «чересчур активный, болтливый, суетной». Психолог составляет программу исследования, по результатам которой вместе с родителями планирует коррекционную карту работы. В одном случае она включает только занятия с ребенком, в другом – встречи со всей семьей для того, чтобы добиться гармонии в отношениях, «партнерской ноты» между членами семьи.
Результат достигается тогда, когда взаимодействие по типу «ученик-учитель-родитель-психолог» установлено. Проблема ребенка – вовсе не проблема, когда значимые окружающие уделяют достойное внимание и стремятся помочь ребенку.
Со стороны родителей во время психологической коррекции ребенка тоже требуются определенные усилия. Не стоит корить ребенка за его трудности. Поверьте, когда ребенок совершает «промах» — он испытывает глубокий внутренний дискомфорт, ему нужна поддержка и понимание со стороны взрослых. Не скупитесь на верные, столь нужные для ребенка слова, подкрепляйте его. Но делайте это правильно.
Исключите слова и выражения вроде «ты молодец», «ты же у меня умница».
Обратите внимание на веру в его способности. «Меня радует то, что ты можешь быть успешным». «Давай вместе подумаем, как бы мы могли справится с твоими трудностями?».
Таким образом, вы не хвалите ребенка, не «задираете ему нос», а даете собственную оценку его сил и способностей.
В подобных условиях психологическая коррекция становится успешной. Родители принимают участие в формировании самооценки и целеполагания ребенка, учитель формирует навыки самостоятельности и социализации в коллективе, психолог работает с эмоциональной сферой ребенка и помогает ему реализоваться в окружающем пространстве.
Психолог – это не только человек, который работает с ребенком. Психолог – это человек, который должен научить родителей правильному внутрисемейному взаимодействию.